Из опыта работы


ГКОУ специальная (коррекционная) школа – интернат
им. Акчурина А.З. с. Камышла



Групповое коррекционное занятие 
с учащимися 1, 4 классов
«Развитие зрительно – моторной координации».



Цель занятия:
1.Развитие зрительно-моторной координации.
2.Развитие логического мышления и связной речи, умения высказывать и              
   аргументировать свою точку зрения.
3.Воспитание вежливости, эмоционально-положительного взаимоотношения      
   между воспитанниками.
4. Закрепление  и систематизация знаний детей о домашних и диких животных.


Демонстрационный материал: игрушка-белочка, игрушка-Баба Яга, корзинка для грибов, иллюстрации диких и домашних животных, плакат с нарисованным домом Бабы Яги.


Раздаточный материал на каждого ребёнка: листы с заданием «Соберём грибочки»; разрезные картинки; таблица-план дома Бабы Яги; грибы, вырезанные из картона, точечный рисунок белочки.

                                    Ход занятия.

1.Психологический настрой на занятие.
Психолог:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня вас ждут  много интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.
 - Вы сейчас на перемене отдыхали, играли, давайте теперь настроимся на занятие: выбросим из головы шумелки, пыхтелки, дразнилки, болталки, вдохнем спокойный зеленый цвет и выдохнем агрессивный красный. 
(Дети выполняют имитационные движения - выбрасывания из головы, затем кладут руку на живот и 3 раза вдыхают и выдыхают, смотря поочередно на зеленый и красный цвета, расположенные на стене класса).
Психолог:
- Молодцы. Сегодня мы будем как всегда внимательны друг к другу, помнить о том, что перебивать друзей нельзя, говорить нужно по очереди.
- К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы умные и замечательные дети.
Присаживайтесь на свои места и не забывайте, как надо сидеть за столом: садимся на все сидение стула, спинку держим ровно, ноги стоят ровно.
- А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня!

2. Упражнение «Собираем грибы»
(развитие устойчивости и переключения внимания)
- Отгадайте загадку, кто к нам сегодня пришёл в гости:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
- Правильно, это белочка.
- Как вы догадались, что это белочка?
- Как вы думаете, много надо белочке грибов запасти на зиму?
- Поможем ей?
- Сейчас мы отправимся в лес за грибами. Посмотрите на картинку. Что вы видите?


(Называют каждую из четырех картинок, нарисованных в рамке)
- Чтобы нас не намочил дождик, зачеркните карандашом все тучки так, как показано на образце в рамочке, и «соберите» все грибы — подчеркните их. Будьте внимательны! Не пропустите ни один гриб, ни одну тучку.
- Молодцы ребята! Но всё равно этих грибов не хватит белочке на всю зиму. Давайте ещё поможем ей. За активную работу и правильные ответы я буду давать вам вот такие грибочки, и в конце занятия мы подарим их нашей гостье, согласны?

3. «Поможем животным найти свой дом»
(развитие логического мышления, классификация)
- Но, что это с нашей белочкой? Она, кажется, плачет. Идите все скорее сюда, узнаем, что случилось. (Подходят к фланелеграфу, жалеют белочку, спрашивают, что случилось.)
- Ребята, белочка плачет, потому что злая баба Яга заколдовала её дом родной. Вы ведь знаете, где живет белочка? (Да, в лесу, в дупле.)
- Теперь лес не просто лес, а заколдованный лес. И все животные просят у вас помощи.
- Давайте поможем этим несчастным животным.
 Все ли эти животные должны находиться здесь в лесу (Нет.)
- Почему (Здесь есть домашние животные)
-Сейчас, каждый из вас, по очереди, будет брать по одной картинке, и объяснять домашнее это животное или нет. Если животное домашнее прикрепляем картинку к домику, а если дикое - оставляем в лесу.
(Берут по одной картинке, объясняют свой выбор и выполняют классификацию. Лошадь отправлю домой, потому что это домашнее животное.)

4. Физкульминутка
У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, подъем на носочки.)
А у зайца - маленький.
(Приседание на корточки, руки вытянуты перед собой.)
Наш медведь пошёл домой,
(Переступание с ноги на ногу.)
А за ним и заинька.
(Прыжки.)
Мы зверяток провожаем
(Прощальные движения рукой.)
И занятие продолжаем.
(Дети садятся за столы.)

5. Упражнение «Составление разрезных картинок»
- Помогли мы зверям найти свои дома. А наше путешествие по заколдованному лесу продолжается. Стоп! А где же Белочка? Наша Белочка пропала. А это кто (Баба Яга)
- Да, это Баба Яга. Она похитила Белочку, и заодно прихватила её дружка Ёжика. Спрятала их в своей избушке. А чтобы добраться до неё, каждый из вас должен выполнить  задание. Готовы?
- Тогда слушайте внимательно. Вам нужно собрать домик из частей. Если справитесь с заданием, то тогда мы с вами доберёмся до домика Бабы Яги.

6. Упражнение «Запомни где»
(развитие зрительной памяти)
- Вот мы и подошли к домику Бабы Яги. Какой он большой! Посчитайте, сколько в нём этажей. (В доме 3 этажа.) А сколько комнат на каждом этаже? (На каждом этаже 3 комнаты)
Теперь внимательно посмотрите, где же Баба Яга прячет наших друзей: Белочку и Ёжика и запомните.
- Перед вами лежат листочки с планом дома Бабы Яги.



- Покажите, где находится Белочка, а где Ёжик.
7. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй»
(развитие зрительно-моторной координации, тренировка руки)
- Ура, мы нашли нашу Белочку и её друга Ёжика. Лес расколдован. И в благодарность за помощь Белочка дарит каждому из вас свою фотографию. Нужно будет только обвести её по контуру.


8. Подведение итогов занятия.
- Давайте и мы с вами подарим Белочке свои подарки. Соберём в корзиночку заработанные грибочки. Белочка благодарит вас!

9. Упражнение на релаксацию “Лентяи”
- Сегодня много занимались и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться.  Давайте приготовим наши волшебные коврики.
- Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте.  Представьте себе, что вы - лентяи и лежите  на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
- Встаем и подходим ко мне. Ребята, вам понравилось? (Да). Вы отдохнули? (Да).
Возьмитесь все за руки. Поднимем руки вверх и скажем себе спасибо.
Сегодня вы были молодцы!  

_________________________________________________________________________________


Беседа с элементами тренинга
"Сила слова или яд сквернословия"

Цель:
§  формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи: 
§  Расширить знания детей о вредных привычках. 
§  Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
§  Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

«Доброе слово лечит, злое - калечит»
    Сегодня у нас очень важная, трудная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.
Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.   Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.
В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Употребляя непристойные слова  в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства.
Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.
Как же избавиться от сквернословия?
Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.
Итак, у того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора, по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть всё в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! 


Памятка добрых дел и добрых слов.
1. Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняя зла, добрей становишься!
Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку - Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.
О! Человек – прекрасное творение!
Вглядись в себя! И чаще повторяй:
Я есть человек! Я есть – Жизнь, Здоровье, Красота, Любовь, Юность, Мудрость, Совесть, Добро, Чистота, Лад, Гармония, Истина, Мастерство, Оптимизм, Радушие, Успех, Щедрость, Преображение, Чуткость, Романтика, Энтузиазм, Развитие, Естественность, Свет, Теплота, Цветение, Вечность, Дар, Гениальность, Уверенность, Благо, Простота, Ясность, Путь, Устремленность, Достоинство, Радость, Смелость, Уникальность, Бодрость, Сознательность, Мысль, Слово, Действие, Активность, Интуиция, Сердечность, Верность, Твердость, Честность, Надежность, Счастье, Душевность, Ласка, Род, Единение, Знание, Умение, Быстрота, Восприятие, Легкость, Достижение, Удовлетворение, Веселье, Смех, Детство, Основа, Божественность, Состояние, Волшебство, Лучение, Открытость, Свобода, Целостность, Общительность, Аккуратность, Забота, Чувственность, Музыка, Образ, Вдохновение, Полет, Свежесть, Мир, Чудо, Творчество, Сила, Богатство, Порядок, Благодарность, Обаяние, Песня, Звучание, Совершенство….

Дарите всем прекрасные слова!

________________________________________________________________ 



Психогимнастика на уроках
                                                                                                                                                         Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Он имеет широкое значение. Это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (познавательной, эмоционально-личностной). Такие занятия проводятся в ходе курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Каждое занятие по данной методике включает ритмику, пантомиму, коллективные игры, больше ориентированные на психомоторную координацию. Психогимнастика по Юновой состоит из 3-х фаз:
1.     Снятие напряжения, что достигается с помощью бега и ходьбы
2.     Пантомима
3.     Заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе.
          Основной акцент в психогимнастике Чистяковой делается на обучение технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.
      А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
      У всех, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).
      Во-вторых, психогимнастика – это курс специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.
      В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассмотреть структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из 3-х частей:
1.     Подготовительная
2.     Пантомимическая
3.     Заключительная
Задачи подготовительной части:
  • уменьшение напряжения учащихся,
  • снятие страхов и запретов,
  • развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей
  • формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния
        Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.
      Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.
      Использование этой техники на уроках и самоподготовках способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогами и другими детьми, чему придаётся большое значение, так как у учащихся с/к/ош имеются множество причин, вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.
      Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищённость ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут. Её можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
      Сухомлинский писал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только полезным, но и приятным. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребёнок не обучается!          

 1. Применять в ходе психогимнастики пальчиковые игры и упражнения.

ПРИМЕР:

Упражнение «Солнышко - луна»
.
Пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно//быстро одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и всё повторяется.
      Немаловажное значение имеет и развитие глазодвигательных мышц. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как и неподвижная рука». Игровые глазодвигательные упражнения очень нравятся детям.
 2. Использовать глазодвигательные упражнения.
ПРИМЕР:
Упражнение «Конвергенция»
.
Ребёнок поднимает предмет на уровень вытянутой руки, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него.            

3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные и дыхательные упражнения.
      Соединение правильного дыхания с движениями способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
      Выполнение дыхательных упражнений на уроках успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные, растягивающие движения снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической активности и работоспособности. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать 4 равные по времени фазы: вдох – задержка – выдох – задержка. Вначале каждая из них составляет 2 – 3 секунды, постепенно время увеличивается до 7 секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания – паузы.
      Дыхательная гимнастика очень эффективна при бронхиальной астме, пневмонии, рините, гайморите, гриппе, гипертонии, остеохондрозе, аритмии, заикании, логоневрозе, болезни голосового аппарата.
ПРИМЕР:
Упражнение «Воздушный шарик»
.
Глаза смотрят перед собой. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) на счёт 1-4 затем пауза на счёт 5-6 и шумный выдох через открытый рот на счёт 7-10, затем опять пауза на счёт 11-12. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребёнок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.
      Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребёнка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально- личностной сферы.            

4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям (В основном используется бессловесный материал). Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела человека.
ПРИМЕР:
Упражнение «Радость»
.
Тебе сегодня подарили то, о чём ты больше всего мечтал, покажи как ты рад.
5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
ПРИМЕРЫ:
На грядке выросли овощи. Изобразите овощи толстячками (надуйте щёчки), худышками (втяните щёчки).  
6. Релаксационные упражнения помогают снять мышечное напряжение.
ПРИМЕР:
Войдите в образ берёзки. Поднимите руки – ветви, покачайте ими под лёгким ветерком, под сильным ветром.

7. Психофизические упражнения, способствующие раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (часто используются сказочные сюжеты, их театрализация).
 8. Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.
ПРИМЕР:
«В этом классе все друзья»
.
Ведущий: В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева
               В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Погрози соседу справа, погрози соседу слева.
               В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Помаши соседу справа, помаши соседу слева и т.д.            

Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка.
      Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия, выражения эмоций, усиливает эффект от проводимых упражнений. Рисование помогает снимать напряжение. Графическое отреагирование особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря.
ПРИМЕР:
Упражнение «Дождь и дождик»
с использованием ИЗО деятельности.
К-а-а-а-а-п – капает большой дождь
Кап – кап-кап-кап- маленький дождик.            

          В ходе психогимнастики могут применяться такие виды ИЗО-деятельности, как рисование с помощью шаблонов, фигурок, кляксография, тематическое и свободное рисование. Тренировать умение распознавать эмоциональные состояния по мимике можно с помощью шаблонов – пиктограмм, которые представляют собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Значительно повышается эффективность воздействия упражнений, если они сопровождаются музыкой.     

          Музыка является самым действенным и организующим средством общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к урочной деятельности. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе учащихся, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера, социализация ребёнка через игру. Музыка также может быть просто фоном, на котором развивается действие.          

Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.

 ________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий